Травматизм - это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин - 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти.
Травматизм - часть общей заболеваемости населения. В нашей стране травмы подразделяют на:
1. Производственные: - промышленные; - сельскохозяйственные; - строительные; - на транспорте.
2. Непроизводственные: - бытовые; - уличные; - дорожно-транспортные; - спортивные; - школьные; - детские и пр. Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
1.Организационные: - недостатки в организации и содержании рабочего места; - применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности; - допуск к работе неподготовленных рабочих; - плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
2. Санитарно-гигиенические: - отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты; - неправильное освещение рабочих мест; - чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях; - производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
3. Личного характера: - заболевание или утомление рабочего; - недостаточная квалификация; - неудовлетворительные бытовые условия; - алкогольное опьянение.
Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:
- максимальная механизация и автоматизация технологических процессов;
- наличие специальных безопасных мест для складирования продукции;
- соответствие технологического оборудования и инструментов своему назначению и их исправность;
- установка ограждений вокруг движущихся и вращающихся деталей машин;
- наличие заземления вокруг электрооборудования; ограждение мест открытых контактов;
- периодический контроль за состоянием подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением;
- хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте также способствуют сокращению травматизма.
Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу лица должны проходить периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности. Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни.
Профилактика бытовых травм включает:
- улучшение условий быта;
- расширение коммунальных услуг населению;
- рациональную организацию досуга;
- проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
- широкую антиалкогольную пропаганду; - целенаправленную работу по созданию здорового быта;
- организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
- широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения: - превышение скорости; - проезд на красный цвет; - вождение автомобиля в нетрезвом состоянии; - непристегнутый ремень безопасности; - переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Чаще они возникают ночью, и их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы. К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах наиболее часто встречаются переломы костей, ушибы и растяжения, ранения мягких тканей. Главным образом повреждаются конечности. Одной из причин, способствующей получению уличной травмы, является гололедица.
Причинами уличного травматизма являются:
- плохая организация уличного движения;
- узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;
- нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.д.
Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
- благоустройство улиц и надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
- регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта;
- надзор за детьми и их досугом;
- широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Будьте внимательны и осторожны во время гололеда! Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Берегите себя и своих близких, прививайте детям правильную модель поведения, при которой жизнь и здоровье являются приоритетными ценностями!
МСЧ ОАО «МАЗ»